Четверг, 25.05.2017, 13:41

Russian Building Project


Комплексные услуги проектирования

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
вход
Список статей
Техническое обследование сооружений
Листы из нержавеющей стали
Противопожарные распашные ворота
Советы, как правильно выбрать квартиру
Труба стальная водогазопроводная
Как нам удалось недорого заказать пластиковые окна в Запорожье
Обшивка вагонкой
Виртуальный офис и организация его работы от Miroktel.com
Как перенести розетку самому
Как лучше, купить новостройку от застройщика или обратится к риелтору?
Керамзитобетонные блоки
Фасадная лепнина из полиуретана.
Натяжные потолки: реальный взгляд на фото работ
Электронный балласт характеристики и применение
Декорируем стены со вкусом
СОЖ для станков – позаботьтесь о своем оборудовании.
Правильно выбираем электрический котел
Фактурная окраска стен, подготовка к работе и преимущества метода отделки
Паркетная доска в Киеве и выезд специалиста от 1pp.com.ua
Современный дизайн квартиры
Натяжной потолок в спальню: спокойные матовые тона покрытия
Проектирование автомобильных дорог
Где купить бетон от производителя хорошего качества?
Идеальный потолок в современной квартире
Пластиковые или деревянные окна - что лучше
Двойной выключатель. Особенности монтажа
Сварные соединения
Монолит или плиты перекрытий?
Фундамент «Шведская плита»
Требования энергетической эффективности зданий, строений и сооружений
Тест при устройстве на должность прораба, мастера строительных работ и инженера ПТО
Исаакиевский собор – главный храм Российской империи
Главное здание МГУ: Правда и домыслы
Дома будущего в настоящем
Выбор марки и класса бетонов и вообще для чего нужен этот выбор марки бетона?
Зимнее строительство: несколько веских аргументов «за»
Проектирование и монтаж стальных конструкций
Бизнес-план ремонтно-строительной компании
Бизнес план строительной компании
Дизайн интерьера
Как открыть строительную фирму
Типовой или индивидуальный проект дома
Перечень актов приёмки, приёмки-сдачи при строительстве зданий и сооружений
Как зрительно увеличить маленькую комнату. Проверенные дизайнерские приемы.
Металлический и Виниловый сайдинг – соседство или борьба за выживание?
СОВЕТЫ. СОВЕТЫ МАЛЯРА
Как правильно выбрать монтажную пену
Конструкция дома – конструктивное решение здания
Самонесущие изолированные и защищенные провода по ГОСТ Р 52373-2005. Комментарии специалистов.
Расшифровка маркировки кабелей и проводов
Технологии быстровозводимых домов: каркасные, блочные, деревянные дома
Основные отличия газосиликатного блока от пенобетона
Строительство и ремонт коттеджей
Возведение каменных конструкций в сейсмических районах
Безбалочные перекрытия
Фахверк промышленных зданий
Таблица предельных распределенных нагрузок на настил.
Основы проектирования промышленных зданий.
Проектирование зданий и сооружений
Основные возможности Revit Architecture 2012. Новые возможности 2012 версии программы
Итоговая исполнительно-техническая документация
Производственно-техническая документация (нормативные обоснования)
Приглашаем на онлайн-семинар «Инженерные расчеты в Algor 2012, что нового?»
О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
Основные действующие нормативные документы
Наши партнеры
Каталог сайтов Всего.RU
Новости СМИ
 Наши статьи
Главная » Статьи

Исаакиевский собор – главный храм Российской империи

От идеи храма до её воплощения

Появление в Санкт-Петербурге собора, посвящённого Исаакию Далматскому, связано с тем, что в день памяти святого - 30 мая 1672 года - родился император Петр I, он считал Исаакия своим небесным покровителем.

Храм изначально создавался как кафедральный собор страны, поэтому должен был показывать величие и мощь Российской империи:  собор по своим размерам является четвёртым в мире, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Здание достигает 101.52 метра в высоту при площади 4000 квадратных метра и может одновременно вместить до 12000 человек.

Здание Исаакиевского собора, которое мы сегодня видим - это четвертая по счёту церковь, которую возводили в память об Исаакии в Петербурге. Предыдущий, третий, вариант послужил фундаментом для сегодняшнего храма. Этот вариант собора был возведён архитектором Ринальди в 1802 году. Но уже в 1809 году в связи с тем, что собор не соответствовал столичному облику (здание получилось приземистое, мраморные стены были надстроены кирпичом и выглядели странно) открыли конкурс на создание нового варианта собора. По мысли Александра I необходимо было не строительство нового, а перестройка уже существующего. Главное условие – сохранение трёх освящённых алтарей собора.

В "тендере” на разработку проекта перестройки участвовали ведущие архитекторы того времени –  А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон и другие. Ни один из них так и не смог предложить подходящего варианта реконструкции собора. Только в 1818 году был наконец утвержден проект молодого французского архитектора О. Монферрана Он представил сразу 24 варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом и даже в духе китайской и индийской архитектуры. Императору Александру I понравился проект пятиглавого собора в классическом стиле.

Проект Монферрана

В 1818 году произошла торжественная закладка современного – четвёртого Исаакиевского собора. Изначальный проект Монферрана 1818 года несколько раз переделывался: после начала работ обнаружили несколько серьезных ошибок в чертежах Монферрана. Он был талантливым архитектором-рисовальщиком, но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель. Работы пришлось прервать и создать специальную комиссию, которая вносила необходимые исправления в проект. Строительство продолжалось 40 лет – до 1858 года. Ходит легенда, что некий провидец предсказал смерть Монферрану вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора.

Началось строительство Исаакиевского храма с устройства фундамента. Предполагая свести к минимуму последствия будущей неравномерной осадки грандиозного сооружения, Монферран спроектировал сплошной, заложенный под всем собором фундамент. Это был редкий случай даже для Петербурга с его зыбкой, болотистой почвой. Сооружали фундамент на свайном основании, рыли глубокие траншеи, из которых выкачивали воду, затем в грунт вбивали просмоленные сосновые сваи длиной 6,5 м диаметром 25 - 30 см. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимыми в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Забивали их вплотную друг к другу до тех пор, пока грунт не уплотнялся до твёрдости камня. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда.  Кроме оставшихся от фундамента предыдущего храма почти 13 000 свай под новый фундамент дополнительно забили еще 10762. В течение года промежутки между сваями заполняли на глубину около 1 м утрамбованным древесным углем. В общей сложности сооружение фундамента заняло почти пять лет. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты, на которых уже возводились кирпичные стены.

Одновременно с устройством фундамента, в каменоломне на берегу Финского залива, в местечке Пютерлакс велась заготовка гранитных монолитов для колонн собора. Руководил работами Самсон Суханов. Именно он придумал оригинальный способ выломки гранитных монолитов: на скале очерчивали контур заготовки, по его периметру высверливали отверстия, в них вставляли железные клинья. Рабочие располагались так, чтобы перед каждым было по три клина. По сигналу они вбивали клинья кувалдами до появления трещин по периметру заготовки. В трещины вставляли железные рычаги, и с их помощью из скалы выламывали гранитный блок.


На одном из заводов крупного петербургского промышленника Ч. Берда были построены специальные баржи для перевозки гранитных заготовок. Каждую баржу с заготовкой буксировали два парохода до пристани на Неве, у Сенатской площади. Там заготовки выгружали и доставляли на строительную площадку. Делали это по рельсовому пути, который впервые использовался в России. Здесь каменотесы придавали колонне окончательную форму, затем ее шлифовали и полировали. В первую очередь колонны начали устанавливать на четырех портиках будущего собора. Причем в отличие от сложившейся строительной практики, ставили их до возведения стен храма.

Для установки колонн в проектное положение были построены специальные леса по оригинальному решению инженера А. Бетанкура, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждых из них работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

 

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. По преданию под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I. Всего фасады Исаакиевского собора украшают 112 гранитных колонн различной величины.

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года, когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стены устроили вентиляционные галереи.

В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1.1 до 1.25 метра и опираются на шесть пилонов. Помимо конструктивных кирпичных сводов были сделаны и декоративные, представляющие собой железный каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором. Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см. Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы.

Перекрытия также сооружались по особому проекту Монферрана: традиционные кирпичные своды он заменил на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, поддерживающими кровлю. Благодаря легким металлическим конструкциям Монферран исключил боковой распор и уменьшил нагрузку на несущие колонны и стены. К концу 1837 г. было возведено основание барабана купола. Для установки верхней колоннады Монферран разработал еще одну необычную конструкцию лесов, предназначенных для подъема на значительную высоту двадцати четырех колонн, каждая из которых весила 64 тонны. Весь процесс подъема и установки одной колонны на основание барабана длился два часа, притом что в работах было занято примерно триста человек. Установка верхней колоннады длилась два месяца.

 Возведение купола также было решено Монферраном необычным образом: вместо классических кирпичных сводов, архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных полносборных металлических оболочек, тем самым значительно опередив и предшественников, и современников. Расчёты купола выполнил инженер П.К. Ломновский. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Ч. Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828). 

На золочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота. Несмотря на все расходы, сооружение купола по новому проекту позволило сэкономить два миллиона рублей и возвести купол за 3 года вместо 6 лет. Но самое главное, это давало возможность облегчить верхнюю часть здания и ослабить его неравномерную осадку.

Конструктивно купол Исаакиевского собора состоит из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Первые две образованы каждая 36-ю чугунными фермами. Обе части соединяются друг с другом мощными болтами. Для утепления здания и улучшения акустики в пространство между фермами этих частей заложили около 100 000 керамических пустотелых цилиндров (гончаров).

Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами. Листы меди покрывали амальгамой (сплавом золота и ртути) и, нагревая их над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Подобный метод позволил сохраниться позолоте без повреждений на протяжении более чем полутора веков. Золочение куполов собора проводилось с 1838 по 1841 год. Парами ртути отравились и умерли 60 мастеров…

Позолоченные купола православных храмов встречаются достаточно часто, но золоченый купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола - более 25 м.

В 1843 году строительство здания собора завершилось, а с  1841 году начались работы по его внутреннему художественно-декоративному оформлению.

Интерьеры храма также отделаны разными видами мрамора, а кроме него малахитом, лазуритом, золоченой бронзой и мозаикой. В соборе находится три алтаря: главный посвящен Исаакию Далматскому, два других – Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.

Роспись сводов храма поручили известному русскому художнику Ф.А. Бруни, который создал 25 картонов, на выставке в Риме и Петербурге получивших высокую оценку посетителей. 12 картин на сводах и в аттике собора выполнил художник и его ученики К.Б. Венинг, П.Ф. Плешанов, и Н.С. Ксенофонтов. Самая большая роспись площадью более 800 кв. метров - плафон большого купола - исполнена К.П.Брюлловым. На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи «селитряной окиси» из стены. Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе.

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств. При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели).

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время.


 Окончание строительства.

Заканчивая строительство собора, архитектор задумывался над планом преобразования центральных площадей Петербурга - он решил связать в единый ансамбль Исаакиевскую, Адмиралтейскую, Дворцовую и Сенатскую площади. Но грандиозному плану Монферрана не суждено было осуществиться: буквально через месяц после торжественного открытия Исаакиевского собора он скончался. Вдова архитектора обратилась с просьбой похоронить его в соборе, как завещал сам Монферран, но получила от Александра II категорический отказ. Тело архитектора увезли в Париж, там Монферран и был похоронен. В углу фронтона одного из портиков Исаакиевского собора скульптор И. Витали поместил фигуру архитектора в античной одежде.

Освящение храма состоялось 11 июня (30 мая по старому стилю) 1858 года, тысячи петербуржцев заполнили улицы города и крыши домов, расположенных близ вновь построенного Исаакиевского собора. У храма возвели трибуны для гостей, вокруг него выстроились полки солдат и офицеров в парадной форме. В великолепном кортеже в собор прибыли император Александр II и члены царской семьи.

К этому событию петербуржцы готовились долго и основательно. Незадолго до его проведения была даже опубликована высочайше утвержденная программа торжественной церемонии. В ночь перед освящением Исаакиевского собора митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников) с четырьмя архимандритами, двумя протоиереями и местными иереями совершили всенощное бдение по церковному уставу. 30 мая городское духовенство, облаченное в бело-золотые одеяния, совершило крестный ход к Казанскому собору, где рано утром прошла литургия, и обратно. Церемония освещения храма, начавшаяся в девять утра, завершилась только в четыре часа пополудни.

Исаакиевский собор играл большую роль в жизни Петербурга, регулярно становясь центром общегородских празднеств. В стенах собора проводились торжественные богослужения, сопровождавшиеся крестным ходами и военными парадами. Здесь бывали царственные особы и президенты других государств, высшие духовные лица разных религий.


Мифы и легенды

1.       Любопытный факт: когда во времена царствования Павла I проект начатого при Екатерине Исаакиевского собора ( 3 проект) был существенно «урезан», а мрамор, которым предполагалось облицевать стены храма, ушел на строительство Инженерного замка, некто флотский офицер Акимов, вернувшийся в Россию после длительного пребывания в Англии, написал по этому поводу эпиграмму:

 Се памятник двух царств, 

Обоим столь приличный:

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный.

 Акимов дорого поплатился за свою смелость. При попытке прикрепить листок с четверостишием к фасаду собора он был арестован, после чего ему отрезали язык и сослали в Сибирь. 

Когда при Александре I собор начали разбирать, чтобы перестроить его по окончательному на сегодняшний день проекту, городской фольклор откликнулся на это новой эпиграммой:

 Сей храм трех царствований изображение: 

Гранит, кирпич и разрушение.

 2.       Ненадежность петербургской почвы под таким гигантским сооружением – это вечная тема городских сплетен и легенд. Рассказывают, как один из известнейших шалунов и затейников середины XIX века, он же - один из блестящих авторов пресловутых сентенций Козьмы Пруткова – Александр Жемчужников, однажды ночью, переодевшись в мундир флигель-адъютанта, объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием "наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор".

3.       Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит". Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор в самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание императора на одно из скульптурных украшений здания. В скульптурном декоре присутствует группа святых, которая поклоном головы приветствует появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру самого Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император, проходя мимо, не подал руки архитектору, не сказал слов благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.


4.       Всего же в строительстве собора приняло участие около 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев… Такова была жертва, принесённая Русским народом.

5.       В те времена в столице одновременно шли три грандиозные стройки: железная дорога между Петербургом и Москвой, первый чугунный мост через Неву – Благовещенский (ныне Лейтенанта Шмидта) и Исаакиевский собор. Салонные пересмешники соревновались в остроумии: "Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят, железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы, ни дети наши не увидят".

6.       Строительство собора завершилось в 1858 году. Однако строительные леса с него долго не снимали. Выстроенный, как тогда говорили, недобросовестно, он требовал постоянного ремонта и подновления. Причем, работы производились не за счет средств прихода, а на деньги, специально отпускаемые из царской казны. Денег, конечно, не жалели. По этому поводу в городе родилась легенда, что дом Романовых падет, как только закончится окончательный ремонт и с собора снимут строительные леса. И действительно, леса с Исаакиевского собора впервые полностью сняли только в 1916-м. Через год Николай II отречется от престола.

7.       Некоторые специалисты считают, что конструкция металлического купола Монферрана была использована в 1860-х годах при возведении купола американского Капитолия.


8.       В советское время продолжалось мифотворчество вокруг Исаакиевского собора. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

9.       Ещё одна легенда относится к трагическим дням блокады. В ней рассказывается о том, каким образом остался целым и невредимым Исаакиевский собор - самое высокое, открытое всем ветрам и прекрасно видное отовсюду здание. В начале войны, когда угроза фашистской оккупации Ленинграда стала реальной, началась спешная эвакуация художественных ценностей из дворцов Павловска, Пушкина, Петергофа, Гатчины и Ломоносова вглубь страны. Однако все вывезти не успели. Рассказывают, что в самый критический момент в исполкоме Ленгорсовета собралось экстренное совещание с единственным вопросом: найти надежное хранилище для скульптуры, мебели, фарфора, книг и многочисленных музейных архивов. Выдвигалось одно предложение за другим и одно за другим по разным причинам отклонялось. Наконец, повествует легенда, слова попросил пожилой человек, бывший артиллерийский офицер. Он предложил создать центральное хранилище в подвалах Исаакиевского собора. Немцы, начав обстрел Ленинграда, сказал этот человек, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. С предложением старого артиллериста согласились. Все девятьсот дней блокады музейные сокровища пролежали в этом, как оказалось, надежном убежище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.


 Что осталось для нас?

Храм пережил многое: крушение династии Романовых, революцию, две мировых войны. Страшно представить, что в советское время там располагался антирелигиозный музей. С 17 июня 1990, спустя 68 лет, возобновлены богослужения.

Но что теперь значит для нас этот собор? Одна из достопримечательностей Петербурга, где иностранцы ходят, открыв рты? Чувство гордости переполняет тебя, когда ты внутри храма, туристам очень хочется с помощью дорогих фотоаппаратов оставить у себя частичку этого великолепия. Но никакая оптика не передаст света, давления цветов, а тем более воздуха, которым дышишь в храме.

Представьте себе крепостного, который попадал на службу в собор. Видел великолепие убранства, золочёные скульптуры евангелистов, слышал голоса церковного хора. Особый трепет охватывал людей, когда открывались царские врата: 28 метровый витраж с изображением Спасителя, при освещении газовыми лампами создавался эффект движения – фигура Спасителя как будто шла на встречу собравшимся в храме верующим.


Так пусть собор Святого Исаакия Далмацкого не превратится в аттракцион со смотровой площадкой, а послужит фундаментом для нового пятого духовного храма. Пусть он будет не памятником архитектуры или ушедшей эпохи, а будет монументом, напоминанием прежде всего о смысле и содержании человеческой жизни.

Заканчиваю словами, выбитыми на одном из фасадов храма: "На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки”


Статья является попыткой вспомнить историю своей страны, никому высказанное мнение не навязывается. Выражаю благодарность Google, Yandex, Википедии, если кого не написал - пусть не обижаются. А также огромное спасибо моей жене, которая выступила одновременно литературным редактором, а также критиком

Категория: Меня там не было | Добавил: CmaJIuH1 (19.01.2012) E
Просмотров: 6362 | Комментарии: 7 | Теги: Наследие Исаакиевского собора, строительство Исаакиевского, Мифы Исаакиевского храма, Исаакиевский собор, Монферран | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 1
1  
You've really helped me understand the isuess. Thanks.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright AS © 2017
КАЛЕНДАРЬ
Строительный юмор
Строительная мудрость: "Квадратное - катить, круглое - таскать"
ЧТО ИЩЕМ?
популярные файлы
Библиотека AutoCAD. Мебель и оборудование

Категория:
Мелкие программки

Скачиваний:
13243

Размер:
4.20Mb
Готовый шаблон в AutoCAD (dwg)

Категория:
Примеры проектов

Скачиваний:
4281

Размер:
1.35Mb
143 схемы строповок материалов и грузов

Категория:
Примеры проектов

Скачиваний:
3863

Размер:
1.56Mb
Готовый проект КМ склада.

Категория:
Примеры проектов

Скачиваний:
4030

Размер:
1.21Mb
ППР на разработку котлована

Категория:
Примеры проектов

Скачиваний:
2474

Размер:
1.03Mb
Шаблон проекта для ГИПа

Категория:
Примеры проектов

Скачиваний:
2981

Размер:
58.6Kb
Показать другие
НАШИ ОПРОСЫ
Какие материалы выкладывать в усиленном режиме?
Всего ответов: 104
НАС ПОСЕТИЛИ
Яндекс.Метрика